Операционные системы - статьи

UNIX, Usenix, Монтерей: Техническая конференция Usenix в 1999 г.

Сергей Кузнецов

Каждый год американская ассоциация пользователей открытых систем Usenix проводит трехдневную техническую конференцию, перед которой в течение двух дней проводятся краткие специальные курсы (tutorials). (Кроме того, Usenix каждый год организует более 10 более специализированных конференций и симпозиумов.) В этом году мне довелось присутствовать на четвертой по счету конференции Usenix, и мне хотелось бы кратко выразить свои впечатления от этой поездки.

Во-первых, для чего я ездил на эту конференцию. Если вы помните, в конце весны этого года издательство "Открытые системы" организовало первую конференцию OpenForum. Форма проведения конференции без потребности уплаты регистрационных взносов при наличии достаточно насыщенной технической программы и интересных семинаров-презентаций компаний-спонсоров позволила привлечь к участию в конференции более 400 человек. Было особенно приятно, что практически все участники были действительно заинтересованы тематикой конференции. Мы приняли решение провести следующую конференцию в конце февраля 2000 г. и, чтобы сделать ее еще более интересной и привлекательной, привлечь приглашенных докладчиков из Usenix. Основная цель моей поездки, которая финансировалась "Открытыми системами" и Usenix, состояла в том, чтобы договориться с руководством Usenix и с потенциальными докладчиками. Похоже, что все удалось сделать.

Usenix имеет долговременное соглашение с компанией Marriot, поэтому все технические конференции (а на них в среднем собирается около 1000 участников) проходят в разных городах Соединенных Штатов, но всегда в гостиницах Marriot. В этом году местом проведения конференции был выбран небольшой городок Монтерей, расположенный на берегу Тихого Океана (вернее, на берегу залива Monterey Bay). Я не слишком большой знаток тихоокеанского побережья США, но более чистого и живописного места в Калифорнии я не видел.

Как я уже говорил, Монтерей - это небольшой городок. Он прижат к океану и поэтому вытянут миль на тридцать в длину.
Если вы из любопытства посмотрите на схемы города на сайтах www.monterey.org или www.monterey.com, то убедитесь, что по этим схемам абсолютно невозможно оценить расстояние между интересующими пунктами. Это меня и подвело. В этот раз мне пришлось самому заказывать гостиницу, и, конечно, я решил делать это через Internet. Поскольку мне нужна была гостиница подешевле, а в очевидном центре Монтерея в таких гостиницах уже не было мест, я соблазнился районом Pacific Grove, который, как казалось по схеме, находится не так уж далеко от центра.

Добравшись до аэропорта Монтерей (а это заняло более 20 часов с посадкой в Сиетле и со сменой самолета в Лос-Анжелесе), я взял такси и попросил доставить меня по нужному адресу (бульвар Асиломар, 1500). Первые подозрения возникли, когда вместо обещанных в Internet 12 долларов шофер попросил у меня 21 бакс. Потом, когда машина уже уехала я долго осматривался вокруг и спрашивал прохожих, а где же здесь все-таки отель Sunset Inn. В результате удалось выяснить, что нахожусь-то я в том самом конференц-центе Асиломар, где в прошлом году проходило известное собрание специалистов по базам данных (см. Асиломарский отчет). Мне стало ясно, что я несколько ошибся в своих оценках размеров города Монтерей, я сунулся в reception ближайшей гостиницы и попросил вызвать еще одно такси, шофер которого был бы в состоянии довести меня до Sunset Inn. Слава Богу, такой шофер нашелся. (Кстати, во время моих поисков я первый раз увидел на пригорках Монтерей ланей, которые совершенно свободно и безбоязненно гуляют и кормятся травкой. А может быть, это и не лани, а мелкие олени. Позднее я их часто встречал. Глупые до ужаса. Машин не боятся совершенно. Прославленная в России глупость кур - это ничто по сравнению с глупостью монтерейских ланей. Но лани гораздо красивее.)

Итак, новый опытный шофер довез меня до гостиницы. Еще одним неприятным открытием было то, что путь от Асиломара занял не больше 5 минут. Из этого следовало, что я таки буду жить далековато от места проведения конференции.

Попав в гостиницу около 7 часов вечера по местному времени и будучи совершенно изможденным 20-часовым путешествием, я тут же лег спать, даже не рассмотрев поначалу, что вообще-то это мотель, в котором только отдельные русские, мягко выражаясь, обормоты живут, не имея при себе машину. Естественно, что проснулся я затемно.

У меня был свободный день перед началом конференции. Утром имелись две проблемы. Во-первых, я забыл взять с собой сигарет, а как выяснилось, в Pacific Grove их не продают в принципе. Во-вторых, мне очень хотелось знать, можно ли вообще добраться пешком до Марриота. Поэтому где-то в 6 часов утра я облачился в подобающую (по моему мнению) Калифорнии одежду (шорты, майка, тапочки на босу ногу) и двинулся в путь. Благо, что виднелась только одна хотя бы теоретически подходящая дорога (Lighthouse). Как выяснилось потом, это самая длинная улица в Монтерее. Когда я вышел на улицу, мне показалось, что несколько прохладно, но я отнес это на слишком раннее время и отправился в путь.

Сначала был длинный подъем на горку, потом длинный-длинный спуск. Я думал, что после спуска уже попаду в настоящий Монтерей, но увидел надпись, что это всего-навсего центр City of Pacific Grove. Потом я долго шел, пока не решил повернуть к самому берегу залива. И как оказалось, повернул очень вовремя, потому что вышел на велосипедно-прогулочную дорожку, с которой было видно солидное здание, напоминающее по моим понятием отель Марриот. (Так оно и оказалось.) По дороге к Марриоту проходишь мимо одной из пристаней для яхт (американцы называют такие места marina). Около берега там небольшая бухточка с каменистыми островками. И на этих островках постоянно лежат тюлени (а может быть, морские львы, я не большой специалист). Наверное, там проживает одно стадо (гарем), поскольку только один, самый большой, тюлень все время очень громко кричит. Почти на весь Монтерей.

Около океана я замерз окончательно. Мало того, что воздух прохладный, так еще и с океана постоянно дует бриз. Быстро добрался до Марриота, разглядев по дороге, что поблизости находится очень любопытный причал (о нем - позже), и очень быстрым шагом двинулся в обратный путь.

Однако дорога туда и обратно заняла около трех часов при том, что я почти не останавливался - холодно было. Пришел домой и первым делом включил кондиционер на 25 градусов. Минут через двадцать почти согрелся. Поскольку в Монтерее сигарет купить все-таки удалось, стало совсем хорошо.

Моим родственникам и друзьям известно, что я не могу долго сидеть на месте. Поэтому вскоре после прихода я надел длинные брюки, рубашку, ботинки с носками и пиджак и снова пошел в Монтерей. Я уже не мерз, шел не спеша, разглядывал окрестности, сидел на лавочках, курил и наслаждался жизнью. Кстати, времени было все еще меньше 11-ти утра. (Интересно, что во всех Штатах, похоже, запретили курить в любом общественном помещении. Только на улице или в специально отведенных комнатах. При этом пачка Marlboro теперь стоит 4 бакса.)

Что мне сразу очень понравилось в Монтерее - это обилие деревянных лавочек. Там почти нет автобусов, но очень часто расставлены автобусные остановки. И на каждой остановке есть лавочка. Местами это казенные лавочки, на которых просто написано Bus Stop. Но очень часто лавочки устанавливают граждане в память о своих близких. Мне кажется, что это очень хорошая форма памятника, полезная людям. Такие лавочки установлены и на всех прогулочных дорожках.

В этот раз я ходил долго. Смотрел на белочек (их везде много), на каких-то незнакомых мне зверьков, похожих на крыс, но рыжих и с пушистыми хвостиками. Они живут в глубоких норках вдоль всего берега, а когда вылезают на свет Божий, то пронзительно пищат. Очень много птичек, которые поют с разной степенью мелодичности. Одним словом, рай, только слишком уж прохладный. И потом, слишком уж много кругом американцев. Они в Монтерее очень разные, белые и черные, европейцы и азиаты, китайцы, японцы, филипинцы, но поголовно все американцы. И общей чертой всех них являются непривычная русскому человеку врожденная внутренняя свобода и почти демонстративная уверенность в себе.

В конце концов я снова добрался до упоминавшегося интересного причала и уж теперь зашел на него.

Он называется Old Fishmen Walf. Сто лет тому назад это был главный рыболовный причал в Монтерее. (Рыбы-то там и сейчас ловят изрядно. Мне показалось, что насчет рыбы Монтерей находится полностью на самообеспечении.) Теперь это туристический причал. На нем расположено множество мелких и не очень мелких магазинчиков, ресторанчиков, баров и т.д. В силу своих личных гастрономических предпочтений я сразу обратил внимание на несколько устричных баров, работающих прямо на улице. В этот и следующие дни в Монтерее я хорошо познакомился с их работниками (и с их устрицами тоже). Кроме того, к этому же причалу пристают туристические суденышки, на которых можно прогуляться по заливу или даже отправиться ловить рыбу. И снова я был совершенно удивлен, когда рядом с одним из корабликов увидел не только того самого орущего тюленя, но и составлявших ему компанию пеликанов. Никогда не знал, что пеликаны живут и в Калифорнии. У нас принято считать, что для них больше подходит Флорида. Так вот, живут! И плавают совершенно наравне с чайками и утками, и дерутся с ними, если кто-нибудь бросит рыбку.

Это был хороший день. К вечеру я так умотался, что опять лег спать часов в 8 вечера. А назавтра, 9-го июня начиналась конференция Usenix. Имея уже некоторый опыт перемещения по Монтерею и узнав о наличии одного автобуса, останавливающегося недалеко от моей гостиницы (так называемый Visitor Shuttle), я решил, что на конференцию я отправлюсь на этом автобусе. Как было написано на табличке, автобусы ходят с интервалом в 30 минут, начиная с 9 утра. Этот маршрут не доходит до Марриота, только до Аквариума, но все-таки оттуда гораздо ближе.

Итак, в девять часов я бы на остановке. У меня оставались две сигареты. В полном одиночестве я простоял 40 минут, сигареты, естественно, кончились. Отчаявшись, уже собрался идти пешком, но в этот момент ко мне присоединился абориген в высоких сапогах. Уже вдвоем мы прождали еще 20 минут и я пошел, но вскоре побежал к следующей остановке, потому что автобус наконец появился.

До Аквариума автобус идет минут 10, оттуда до Марриота 20 минут хода. Итого (фууу…) в половине одиннадцатого я добрался до конференции (это было 9 июня 1999 г.). Там как раз закончился первый доклад (Keynote Address) Джона Ойтерхута из Scriptics Corporation и народ вывалил в фойе и на улицу пить кофе и есть всякие выпечки. (Кстати, как мне потом говорили, этот доклад был не очень интересным.) Дальше конференция проходила в виде трех параллельных треков: отобранные (резенцированные) доклады, приглашенные доклады и трек под названием Freenix. Этот последний трек был целиком посвящен свободно распространяемому программному обеспечению и доклады отбирались отдельным программным комитетом.

Поскольку ассоциация Usenix обеспечила мне свободную (бесплатную) регистрацию, я просто подошел к офису оргкомитета, представился и получил стандартный набор участника конференции: два тома трудов конференции (отобранных докладов и Freenix), три CD-ROM (среди них только что выпущенный диск с текстами и бинарными кодами FreeBSD) и всякой мелочью. Став, наконец, полноценным участником конференции, я стал соображать, на какой трек сначала идти. На первой рабочей сессии на треке отобранных докладов обсуждалась тема управления ресурсами, на треке приглашенных докладов был представлен доклад про IP-телефонию, а темой трека Freenix были файловые системы.

Поскольку первым докладчиком на треке Freenix был широко известный во всем мире Маршалл Керк МакКусик, я выбрал именно этот трек и не пожалел. В присущей ему артистической манере МакКусик рассказал про новый подход к организации обновлений файлов, позволяющий устранить синхронные записи. Это был один из лучших докладов на всей конференции. Вообще, МакКусик очень много работал на этой конференции. Каждый человек, выполняющий некоторую специальную функцию на конференции получает ленточку соответствующего цвета. Принято прикреплять эти ленточки к своему бэджу. Так вот, у МакКусика были две связки таких лент, корочие аж волочились по полу.

После перерыва я решил отправиться на трек приглашенных докладов, где должен был состояться доклад Аллисон Манкин из USC/ISI о перспективах перехода к использованию IPv6.

Это очень интересная тема, и докладчица была весьма эрудированной (она с самого начала участвовала в разработке IPv6), но говорит она очень плохо. Тихо, невнятно и т.п. Поэтому неудивительно, что минут через 20 после начала доклада (а каждый приглашенный доклад длился полтора часа) публика начала потихоньку расходиться. Я честно выдержал 40 минут.

На следующей сессии для меня был больше всего интересен трек отобранных докладов, где темой была виртуальная память. Здесь мне больше всего понравился не очень мудреный, но, похоже, существенный доклад группы авторов из университета Остина (Техас) про использование сжатого кэширования при организации виртуальной памяти. Идея-то очень простая - хранить во внешней памяти и в кэше основной памяти данные в скомпрессованной форме и выполнять декомпрессию при переписи этих данных в виртуальную память пользовательских процессов. Но вокруг этого возникает масса нетривиальных технических проблем.

На этом первый рабочий день конференции закончился. Под занавес было организовано распитие пива (конечно, американское Будвайзер -- гадость страшная!) и поедание пиццы в честь первого дня работы выставки (я расскажу про нее позже). В этот же вечер должен был состояться прием в Аквариуме, и я никак не мог понять, почему публика так активно поглощает пиццу. Еще больше я удивился, когда мои знакомые потянулись обедать прямо накануне приема. Но по прибытию в Аквариум все стало ясно.

Аквариум - это целый комплекс трехэтажных зданий прямо на берегу залива. В нем представлена местная морская жизнь. Много разных рыб, но на меня лично большее впечатление произвели морские звезды и кораллы. Ну очень красивые. А вот с едой было неважно - только фрукты. Кроме того, калифорнийское вино и все тот же Будвайзер. Видимо, дотошные завсегдатаи заранее все это поняли и поспешили поесть до начала мероприятия. Конечно, все равно было очень здорово.

Между прочим, года три тому назад я был на конференции Usenix в Новом Орлеане. Там тоже был прием в местном аквариуме.

Так тот прием был существенно богаче. Играли три разных оркестра (джаз, регги, кантри), было полно разнообразнейшей еды и выпивки и т.д. По всей видимости, Usenix сокращает расходы, и это правильно. В конце концов, люди ездят на конференции не для того, чтобы роскошествовать.

Замечу, что в этот день я встретил довольно много старых знакомых: Питер Салус, Дэвид Тилбрук, ребята из Англии и Чехии и т.д. Немного встревожило отсутствие исполнительного директора Usenix Элли Янг, которая мне была нужна больше всех.

Из Аквариума расходились достаточно поздно (позже десяти вечера), поэтому в гостиницу пришлось добираться на такси. Интересно, что в Штатах (по крайней мере, в Калифорнии) почти невозможно поймать такси на улице. Нужно заказывать по телефону. Слава Богу, добрые люди из Аквариума сделали это для меня. В следующие дни я уже не полагался на общественный транспорт и ходил пешком. Долго, зато абсолютно надежно.

Естественно, со своим пешим хождением я никак не мог попасть на первую сессию конференции, которая начиналась в 9 часов утра. 10-го июня я решил сначала пойти на трек Freenix, где обсуждались проблемы бизнеса в связи с Free Software. Мне понравились два доклада. Вилфредо Санчес (Apple Computers) рассказывал про опыт использования BSD в коммерческих операционных системах своей компании. В очень интересном докладе Дональда Розенберга речь шла про различные варианты лицензирования свободного программного обеспечения.

После ланча я пошел на трек отобранных докладов, темой сессии которого были Web-серверы. Больше всего понравился доклад Радека Вингралека (Lucent Technologies) и др. про новую разработку быстрого и надежного Web-сервера.

В завершение дня я снова пошел на трек Freenix на доклады по тематике ядра. Честно говоря, там мне ничего особенно не понравилось, разве что доклад Крейга Метса про опыт переноса сетевых подсистем в среду четырех вариантов BSD и Linux. Но даже это не слишком впечатлило.

В четыре часа дня 10-го июня выставка закрылась. Она была не очень большая (около 30 стендов), и известные в России компьютерные компании представлены не были.

Было несколько стендов компаний-производителей свободного программного обеспечения - Free Software Foundation, Red Hat Software и т.д. и очень широко были представлены компьютерные издательства: Прентис Холл, О'Рейли, Морган Кауфманн, Эддисон Весли и т.д. На всех стендах издательств продавались книги, причем для Usenix дается хорошая скидка. В общем, это была веселая многолюдная тусовка.

Ближе к вечеру появилась Элли, и мы договорились о встрече на следующий день.

В последний день (11 июня) я был на двух сессиях. Сначала пошел на трек приглашенных докладов, где выступал Джеффри Могул (Compaq Western Research Corp.). Он является активным участником IETF и был одним из основных разработчиков HTTP/1.1. В докладе была представлена личная точка зрения автора относительно слабых сторон HTTP и полученных уроках. Очень интересная тема, но снова качество презентации было не на высоте. И, наконец, последний приглашенный доклад делал Питер Салус. Он является одним из наиболее авторитетных историографов UNIX (конечно, этим не исчерпывается круг его интересов). В докладе Питер подчеркнул, что в этом (1999-м) году мы отмечаем двойной юбилей - 30 лет UNIX и Internet. В совершенно замечательном стиле он представил параллельные очерки истории этих двух явлений. На мой взгляд, доклад Салуса был самым интересным на конференции. Питер так завел публику, что последние 30 минут ему просто не давали говорить. Непрерывно поступали вопросы, дополнения, замечания. Думаю, что в России это длилось бы несколько часов. Но дисциплинированные американцы закончили ровно через полтора часа.

Я встретился с Элли Янг. Мы договорились об участии приглашенных докладчиков Usenix в следующей нашей конференции Open Forum. Мне особенно приятно, что согласился приехать Питер Салус. Думаю, что он понравится нашей аудитории. Кроме того, обещал приехать Дэн Клейн, наш старый друг и отличный докладчик. Мы имеем все шансы иметь хорошую конференции в феврале 2000 г.

Последние два дня (суббота и воскресенье) были у меня свободными и слились в один день.

Я обошел весь Монтерей, нашел стадо диких гусей в центре города у пруда. Они тоже никого не боятся, подходят к самым ногам. Добрался до пляжа. Там громадный пляж шириной метров в 100. Но холодно в Монтерее, никто, естественно, не купается.

Еще одно забавное наблюдение. В воскресенье утром недалеко от берега я наткнулся на тройку парней в гидрокостюмах, которые возились с аквалангами. Я сразу их зауважал, остановился и стал смотреть, куда они двинутся дальше. Однако, посмотрев еще ближе к берегу, я обнаружил несколько десятков аналогичных граждан. Стало совсем любопытно, я подошел поближе и увидел, что в воде их целая куча. А это была небольшая бухточка, в которой метров через 50 начинаются сплошные водоросли. И, как выяснилось, все эти люди в гидрокостюмах и аквалангах купаются именно в этом пространстве. Именно купаются, плавают, брызгаются. Такое вот подводное плавание в Монтерее. Потом весь день к океану подтягивались новые пловцы. Тяжело им, жарко в гидрокостюмах, но, видимо, так полагается.

Вечером в воскресенье я решил пойти домой в обход вдоль берега. Шел долго, часа три. И понял, что полюбил Монтерей. Это прекрасное, дивное, скучное место.

А утром в понедельник я уехал в аэропорт и улетел в Вашингтон. Но это, как говорили классики, уже совсем другая история.